- Торговельні операції
- Всі продукти
- Безпоставкові валютні форварди
- Депозитарна установа
- Страховим компаніям
Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU:
—Результаты выборов в США не окажут значительного положительного влияния на внешний спрос на украинскую продукцию. Общая стагнация в международной торговле (которую в некоторых регионах начали сворачивать на разных основаниях, как например, РФ в отношении Украины еще с 2013 года) сейчас сталкивается с ситуацией, которая будет скорее усугублять эту тенденцию, нежели создавать новый растущий тренд.
Позиция МВФ по сотрудничеству с Украиной останется без изменений, равно как и позиции других международных финансовых организаций (ЕБРР и Всемирный банк). Фискальная политика украинских властей также останется достаточно сдержанной из-за фокуса на доступ к внешним рынкам финансирования. Монетарная политика также будет сдержанной, т.е. НБУ воздержится от агрессивного снижения учетной ставки (ниже 10%) в ближайшие 6 месяцев. Скачок инфляции в октябре к 14% г/г из-за статистического эффекта учета тарифов предоставляет НБУ основание для поддержания такой политики.
Таким образом, существующие тенденции скорее поддерживают наш базовый сценарий, который мы озвучивали на протяжении всего 2016 года: что реальный рост ВВП Украины в 2017 году скорее будет умеренным (т.е. в диапазоне 2-3%, нежели более 3%), а обменный курс будет контролируемо ослабевать.
Для международных финансовых рынков победа Трампа на президентских выборах США означает:
* в краткосрочной перспективе - основные финансовые рынки стабилизируются, так как торгуются в валютах, которые в свою очередь не обеспечивают "привязку" к какому-нибудь другому активу (например, к другой валюте или к золоту, серебру или набору сырья).
* в среднесрочной перспективе (в ближайшие 2-3 месяца) – формулировка экономической политики Трампа в период его избирательной кампании (а именно в отношении внешней торговли) будет довлеть над финансовыми рынками и негативно сказываться на валютах развивающихся стран (в первую очередь стран Латинской Америки и Азии - а именно, Мексики и Китая), так как основой такой политики является замаскированный торговый протекционизм.
Пересмотр со стороны США соглашений о международной торговле и реализация такой политики Трампа должны вносить ограничения на импорт в США и подстегивать внутреннее производство в США и экспорт из США. Но такая политика со стороны США как крупнейшей экономики мира будет всего лишь усилением мирового тренда на стагнацию международной торговли, а не его разворот.
Финансовые активы развивающихся стран, а именно валюты и долги, номинированные в твердых валютах, скорее будут терять в цене. Наибольшее давление будет над развивающимися странами, которые зависят от внешнего спроса и которые имеют существенные долги в твердых валютах. Украина находится в группе таких стран.
В долгосрочной перспективе (1-2 года) − формулировка экономической политики Трампа в отношении внутренней политики его администрации, а именно реформирование налоговой системы (сокращение налогов) и финансирование инфраструктурных проектов (что-то похожее на New Deal президента Рузвельта), похоже, не решит проблему широкой массы разочарованных экономикой избирателей, благодаря поддержке которых он победил на выборах. А именно - интересов избирателей, которые высказали свое несогласие с экономическими процессами, которые по факту сдерживали рост доходов среднего класса на протяжении нескольких последних десятилетий. Проблема заключается в том, что снижение налогов на фоне долгосрочной стагнации доходов граждан среднего класса будет и далее поддерживать более состоятельные слои населения (собственники бизнеса и высокооплачиваемые наемные работники). Финансирование инфраструктуры оказывает положительный эффект на экономику через занятость в строительстве и смежных отраслях, но этот эффект все же ограничен с точки зрения распределения дохода от труда в целом по экономике. Фискальный стимул Трампа не пошел дальше, т.е. сформулировал более широкую поддержку среднего класса и менее обеспеченных граждан. Даже при такой формулировке политики, это будет приводить к росту госдолга, что является своего рода "табу" для Республиканской партии, которую представляет Трамп. На этих выборах Республиканская партии усилила позиции в законодательной ветви власти США и поэтому политические институты этой партии должны сдерживать фискальные инициативы Трампа. Таким образом, в декларациях и действиях будущего президента США могут возникать противоречия. Это может угрожать как популярности Трампа, так и привести его в оппозицию к своей партии. Вследствие этого политическая поляризация в США может сохраняться и далее, и даже усугубляться, так как иначе Трамп вынужден будет пойти на договоренности с демократами. Таким образом, новые обещания будущего президента про удвоение роста экономики могут оказаться излишне оптимистичными.