- Торговельні операції
- Всі продукти
- Безпоставкові валютні форварди
- Депозитарна установа
- Страховим компаніям
Для прогнозируемого правительством роста экономики на 3% в 2017 году необходимо более значительное увеличение уровня государственных расходов по отношению к ВВП, считают аналитики группы ICU. По их оценкам, запланированного в 2017 году увеличения объема госрасходов на 0,2 процентных пункта (пп) от ВВП по сравнению с 2016 годом недостаточно для поддержания внутреннего спроса на товары и услуги, который в существующих условиях является ключевым двигателем экономического роста в Украине.
«Мы считаем рациональным подход правительства, который заключается в увеличении государственных расходов для поддержания экономического роста и восстановления благосостояния граждан в 2017 году. Правительство сознательно идет на этот шаг. Однако, Кабинет Министров рассчитывает на серьезное ускорение прироста реального ВВП в 2017 году на 3% после ожидаемого прироста на 1% в 2016 году. При этом ожидаемая доля госрасходов увеличивается до 30,0% с 29,8% от ВВП соответственно. На наш взгляд, для достижения планируемого прироста реального ВВП (+3% г/г в 2017 г после +1 г/г в 2016 г) следовало бы увеличивать долю государственных расходов не на 0,2 пп от ВВП, а, как минимум, на 1пп», - сказал руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен.
По оценкам ICU, экономический рост достиг пика на уровне 1,8% в середине 2016 года (кумулятивный прирост за предыдущие четыре квартала), и по данным правительства, замедлится до 1% к концу текущего года. Для перелома тенденции на замедление экономики и с целью поддержания экономического роста в 2017 году правительство увеличивает долю государственных расходов в структуре ВВП.
«Из всех секторов экономики (государственный, частный и внешний), только у государственного сектора есть возможности для поддержания внутреннего спроса на товары и услуги в 2017 году. В частном секторе потребление домохозяйств будет сдерживаться умеренными темпами восстановления зарплат и медленным восстановлением кредитования бизнеса. А внешние рынки, к сожалению, не дадут экспортно-ориентированному сектору таких объемов спроса на продукцию, которые бы обеспечили нашей экономике профицит во внешней торговле в 2017 году, - сказал А.Вальчишен. – Поэтому решение пойти на поддержание внутреннего спроса в таких скромных размерах (всего на +0,2 пп от ВВП), в текущих условиях следует рассматривать как недостаточно агрессивный шаг для поддержания восстановления экономики после глубокой рецессии 2014-первой половины 2015 года».
А.Вальчишен предполагает, что осторожная политика правительства в увеличении доли бюджетных расходов в структуре ВВП обусловлена ограничениями: обязательством перед МВФ постепенно снижать в структуре ВВП удельный вес государственного долга и внутренним стремлением власти не превышать рубеж в 30% от ВВП по уровню государственных расходов. Вместе с тем аналитик считает, что правительству следовало бы пойти на более весомый шаг и увеличить долю государственных расходов в структуре ВВП на 1пп от ВВП по сравнению с предыдущим годом.
«В недавней экономической истории Украины были периоды, когда более существенный прирост государственных расходов поддержал экономическую активность. Это было в 2005-2006 годах (после резкого замедления экономики в конце 2004 - начале 2005 года), когда доля государственных расходов увеличивалась на 2,2 пп от ВВП по сравнению с 2004-м годом. И в период выхода из рецессии 2008-09 годов, когда она была увеличена на 1пп в 2009 году, и далее на 1,5пп в 2010 году» - сказал А.Вальчишен.
Поданный правительством проект бюджета на 2017 год предполагает увеличение в нем удельного веса государственных расходов до 30% от объема номинального ВВП, что составит 775,3 млрд гривень, в то время как в 2016 году доля государственных расходов составит 29,8% ВВП.