17 февраля 2021

Михаил Демкив, финансовый аналитик ICU

УРОКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТ ПРОГРАММЫ 5−7−9

Год назад было объявлено о запуске государственной поддержки малых предпринимателей путем предоставления им льготных банковских кредитов. Сработала ли программа?

 

Конечной целью программы было помочь людям увеличить масштабы своей работы, создав дополнительные рабочие места. В конце концов трудовая миграция за границу хоть и позволяет поддерживать курс гривни, но богатую страну так не построишь. Предполагалось, что основными получателями таких льготных кредитов будут владельцы магазинов, парикмахерских, небольших производств, которые не смогут обслуживать рыночную процентную ставку. Средний объем займа оценивался в несколько сотен тысяч гривен.

 

Реальность оказалась несколько иной. Надежды на то, что в Украине есть огромное количество предпринимателей, которые только ждут финансовый ресурс для масштабирования бизнеса и, как следствие, увеличение ВВП страны, не оправдались. Очевидно, проблема была не в якобы жадных банкирах, а в нехватке этих самых предпринимателей. Возможно, огромное количество их уехало за границу за полвека эмиграции и не спешит возвращаться. Кто-то из банкиров, комментируя результаты программы, сказал, что желающих получить деньги — хоть отбавляй, а давать деньги некому. Не зря через некоторое время перестали давать цифры о количестве поданных заявок на участие в программе. Некоторые даже восприняли ее как возможность получить дешевый кэш-кредит и разместить средства на депозите, ведь ставки на тот момент все еще были выше 10%. Деятельно, но не совсем то, что планировалось.

 

К тому же началась пандемия, локдауны и многие бизнесы потеряли клиентов, которые стали реже выходить из дома. Теперь программа оказалась довольно эффективной. Поспособствовало этому решение разрешить включать в программу не только нововыданные кредиты, но и рефинансировать ранее выданные. Фактически это было одной из форм поддержки экономики в условиях, которые поставил перед миром COVID-19. Заемщики получили финансовую паузу в непростых условиях, а программа, которая была нацелена на создание рабочих мест, переориентировалась на их сохранение. Ослабление требований и включение уже существующих кредитов позволило нарастить объемы самой программы 5−7−9, еще в начале бывшие довольно скромными. Через год, по состоянию на 17 февраля, в рамках программы было предоставлено 8791 займ на общую сумму 20,5 млрд грн. И средний размер кредита вырос с 600−700 тыс. грн в начале существования программы до 2 млн грн.

 

Если сначала представители частных банков довольно скептически относились к программе, считая, что она будет «обязаловкой» для государственных банков, то впоследствии активно включились в работу. Сейчас среди государственных банков наибольший объем выдач в Ощадбанке. Он по этому показателю уступает трем иностранным банкам и одному локальному с частным капиталом. Несмотря на скепсис, программа оказалась не банальной раздачей денег, а достаточно рыночным инструментом.

 

Банки тоже выиграли от программы, ведь многие из существующих заемщиков могли перестать обслуживать свои кредиты, если бы не поддержка налогоплательщиков. В определенный момент банки подключили в программу большинство кредитов, которые под нее попадали. Таким образом, дальнейший рост выданных кредитов уже происходит больше за счет именно новых выдач, а не существующих. Четыре месяца назад рефинансирование кредитов составляло 75% всех кредитов, а сегодня старые кредиты составляют менее трети прироста портфеля программы 5−7−9. Фокус сместился на пополнение оборотных средств и собственно инвестиционные кредиты.

 

Следующим логическим шагом должно быть дальнейшее расширение программы на тех предпринимателей, которые хотели бы взять кредиты, но не могут этого сделать из-за отсутствия залога. Поскольку банки несут кредитный риск по этим займам, то не готовы давать деньги любому, даже с компенсацией процентной ставки. А при наличии механизма государственной гарантии банки будут готовы кредитовать таких заемщиков.

 

Не исключено, что несколько похожий сценарий мы увидим и в государственной поддержке ипотеки. Благородные цели поддержать тех, кому такая поддержка крайне необходима, пытаться стимулировать строительство там, где его не было много лет, могут разбиться о суровую реальность. Видимо и эту программу ждет не одно переформатирование. В конце концов градация ставок по кредитам на 5%, 7% или 9% потеряла свою актуальность, хотя и есть в названии программы.

 

Поэтому самое трудное в программе — найти золотую середину между строгими квалификационными требованиями, из-за которых никто не принимает в ней участие, и чрезмерной либеральностью, которая оборачивается большими убытками от невозвращенных кредитов.

 

__________

 

Автор: Михаил Демкив, финансовый аналитик ICU

 

Источник: НВ

Другие новости